Иммунная система

Множество патологических процессов протекают при участии или «безучастия» иммунной системы. Современная наука очень хорошо продвинулась в понимании механизмов и свойств иммунитета. Это не просто система, а свойство целого организма и каждой отдельно взятой клетки. Иммунитет, обеспечивает нашу индивидуальность, аутентичность, сохранность нашей внутренней среды — с одной стороны, а с другой стороны — взаимодействие с окружающей средой. По большому счету, иммунитет — это свобода. Свобода от негативного влияния внешних и внутренних факторов. Свобода жить в мире среди большого разнообразия макро- и микромира. Свобода от болезней, связанных с поломками внутриклеточных механизмов и структур, приводящих к аутоиммунным процессам и развитию опухолей.

Иммунная система работает совместно с эндокринной и нервной системами. Втроем они обеспечивают регуляцию всех процессов в организме. Между ними нет границ, и там где началось влияние иммунной системы, там еще не закончилось влияние нервной и эндокринной. Поэтому, когда есть проявления в виде аллергии, например, возможно это не проблема иммунитета. Современные физиологи это хорошо понимают, чего нельзя сказать об аллергологах и иммунологах.

Мы рождаемся с готовым ответом на десятки миллионов веществ — это врожденный иммунитет. Более того, есть механизм обучающий иммунную систему — он формирует приобретенный иммунитет. Иммунитет это — набор клеток и веществ, отсюда деление его на клеточный и гуморальный. Самое сложное, что все клетки постоянно мигрируют и меняются, ежесекундно. Также постоянно меняется количество и набор синтезируемых ими веществ — система комплемента, цитокины, антитела, интерферон и прочее. Существуют очень сложные схемы взаимодействия между клетками и веществами. При этом система распознования «свой-чужой» не должна давать сбой, поэтому T-лимфоциты проходят дополнительное обучение в тимусе после рождения на протяжении длительного времени. Первые несколько лет жизни иммунная система ребенка еще только учиться правильно себя вести, усложняется, совершенствуется. Правильная иммунная система формируется годами, используя крайне тонкие механизмы регуляции совместно с нервной и эндокринной системами. Необходимо отметить, что иммунитет определяется еще и составом нашей микрофлоры. В связи с этим, любое вмешательство в иммунитет — прикорм, вакцинация, лекарства, антибиотики — может привести к повреждениям, с которыми ни кто не справиться.

Мы научились подавлять иммунитет и воспаление, создав массу препаратов — иммуносупрессоров и противоспалительных средств. Однако, стали забывать, что воспаление — это физиологическая или другими словами, естественная, реакция организма. И общепринятая тактика по подавлению воспаления в организме с первых минут, нередко, приводит к негативным последствия, которые мы осознаем лишь спустя время, столкнувшись с осложнениями противоспалительного лечения. А длительное использование препаратов иммуносупрессоров, без устранения причины, может привести к очень грозным последствиям.

Стимуляция иммунитета — это другая крайность, которую надо очень осторожно использовать. Нет страшнее врага, чем своя собственная иммунная система.

Еще раз напомним, что ммунитет – это свойство всего организма. И коррекция иммунной системы должна исходить из состояния всего организма: физического тела, химических процессов, эмоциональных нагрузок, состояния микрофлоры (микробиома).

Наш опыт показывает, что, в большинстве случаев, существует три основные группы причин снижения иммунитета или избыточных реакций:

  • повреждение других регуляторных систем (нервной и эндокринной);
  • пищевая непереносимость;
  • лечение антибиотиками и иммунными препаратами.

Бывает, что эти причины сочетаются между собой, что несколько усложняет решение задачи, но при правильной тактике можно достичь существенного улучшения и восстановления функции иммунной системы. Конечно, есть и другие причины, но с ними к нам уже обычно не приходят.

Особо хочется отметить роль микробиома (симбиоз человека и микроорганизмов). Численность микроорганизмов, живущих в нас и на нас, превышает численность все клеток организма в 10 раз, что составляет около 2% от массы тела. Их более тысячи разновидностей, среди которых преобладает условно-патогенные представители, небольшое количество видов патогенных микроорганизмов и несколько представителей нормальной микрофлоры. Их способности, перечень химический реакций в 100 и более раз превышают возможности человека, что определяется многообразием и численным преимуществом их генетического материала. Из этого следует, что наш иммунитет конечно очень сложен, но не перекроет все возможные опасности внешнего мира без этих союзников, в лице микрооорганизмов. Поэтому, принимая антибиотики, очень критично оцените их необходимость. Особенно, если вам или вашему ребенку предлагают профилактику, а не лечение. Особенно, если речь идет об вирусной инфекции или не доказано наличие бактериальной инфекции. Особенно, если вам или вашему ребенку повторно назначают антибиотики по одному и тому же поводу. Помните, что антибиотики, не работают адресно, они уничтожают все чувствительные к ним микроорганизмы. Более того, не адекватные дозы, неполные курсы — способствуют развитию устойчивых форм микробов. Всегда есть риск, что останутся жить очень опасные микробы, которые при отсутствии конкуренции получат численное превосходство и могут убить человека.

Так же хочется проинформировать родителей новорожденных детей о том, что выработка иммуноглобулинов класса G — начинается лишь с 6-месячного возраста у ребенка, при условии доношенной беременности. До этого возраста, свойства иммунитета, ответственные за устойчивость к микроорганизмам, обеспечиваются преимущественно молоком матери, которое содержит иммуноглобулины класса A, лимфоциты, плазматические клетки, бактерии. Отсюда, вытекает вопрос, с какой целью ставятся прививки детям до 6-месячного возраста, если их организм не способен вырабатывать вещества, ответственные за формирование долгосрочного иммунитета с помощью иммуноглобулинов класса G.  Для обеспечения защиты ребенка гораздо важнее родоразрешение через естественные родовые пути, грудное вскармливание, формирование качественного микробиома. Исключением является вакцина БЦЖ, которая не направлена на выработку антител.

 

Наши рекомендации по вакцинации:

  • Определитесь с перечнем инфекций, к которым целесообразно, на ваш взгляд, создать поствакцинальный иммунитет вашему ребенку. Напоминаем, что государственная программа иммунопрофилактики дает возможность провести бесплатную вакцинацию в установленные сроки (Федеральный закон №157-ФЗ от 17 сентября 1998 г.). Но, ни как не обязывает вас вакцинировать ребенка всем перечнем, указанным в календаре прививок. Существует официальная форма отказа от прививки.
  • Определитесь со сроками начала вакцинации, то есть, с какого возраста вы будете ставить прививки своему ребенку вообще. Так как, часть прививок начинают вводить еще в роддоме. При отсутствии противопоказаний вводят БЦЖ перед выпиской. А прививка от гепатита В обязательна лишь при угрозе инфицирования от мамы.
  • До начала вакцинации лучше посмотреть иммунограмму вашего ребенка, с целью исключения противопоказаний. Параллельно, провести исследование для выявления наличия антител к предполагаемым инфекциям. Как минимум надо посмотреть результат развернутого анализа крови.
  • Поинтересуйтесь, какие вакцины будут использованы. Вам должны дать исчерпывающие разъяснения об их особенности, составе, механизме действия, сроках выработки иммунитета, необходимости повторного введения, методах оценки эффективности и безопасности, противопоказаниях (все это прописано в законе). Убедитесь в достоверности представленной информации — прочтите вкладыш к данной вакцине полностью, проконсультируйтесь при необходимости с другими специалистами. Главное, вам должны разъяснить необходимость данной прививки, а не выдвигать ультиматумы или угрозы, что ваш ребенок иначе умрет или станет инвалидом. Попросите статистику эпидемиологической ситуации в вашем регионе, статистику осложнений, поинтересуйтесь методами лечения данной инфекции. Взвесьте все плюсы и минусы вакцинации. К сожалению, врачи не уделяют должного внимания тому, чтобы давать разъяснения. Часто в погоне за «планом прививок» не обращают внимание на состояние ребенка, игнорируют противопоказания, не соблюдают правила вакцинации и ревакцинации.
  • При выборе вакцины учитывайте наличие консервантов (органическая соль ртути/мертиолят/ тиомерсал, гидроксид алюминия) и антибиотиков. Уточните, сколько доз содержится в одном флаконе, моновакцина или комбинированная вакцина, живая или «убитая» (инактивированная). Критериями выбора препарата являются — одна доза на один флакон или ампулу, моновакцина, инактивированная, без консервантов и антибиотиков, конечно, если технологически возможно сочетание таких параметров. Ведь создание вакцин очень сложный процесс и бывают вакцины только живые или только с антибиотиками.
  • Здоровый ребенок нужен только родителям. Поэтому, внимательно прочитайте закон об иммунопрофилактике (Федеральный закон №157-ФЗ от 17 сентября 1998 г.). Проверьте, сроки, правила, показания и противопоказания введения для каждой конкретной прививки. Убедитесь собственными глазами где хранилась прививка, срок её годности, соответствие назнавания и производителя.
  • Проводите вакцинацию когда ребенок совершенно здоров. То что вакцина импортная, не означает что правила вакцинации могут быть игнорированы. В доме, где живет ребенок не должно быть активно болеющих детей и взрослых, которые могут его инфицировать в этот период. Внимательно следите за состоянием ребенка после вакцинации. При малейшем ухудшении состояния, не ленитесь ставить врача в известность, фиксировать это состояние в медицинских документах. Большинство побочных реакций и осложнений связаны с нарушениями правил вакцинации, игнорированием необходимых интервалов между вакцинами, не соблюдением техники введения, игнорированием противопоказаний.
  • Побочные реакции встречаются чаще всего. Это то, что не угрожает жизни и здоровью ребенка в целом. Некоторые родители предпочитают показывать ребенка нам после прививки. Не все дети идеально переносят вакцинацию, особенно комбинированными вариантами. Однако есть и осложнения. Для медицины это просто маленькие цифры, а для конкретных людей это трагедия. Следует понимать, что современный уровень развития медицины выявляет преимущественно системное влияние на организм того или иного препарата. Тогда как ни кто не доказал отсутствие поражения клеток в ответ на введение вещества. Выявить это не представляется возможным. К тому же, не возможно доказать взаимосвязь осложнений, развившиеся через несколько месяцев после постановки прививки. Пока на сегодняшний день, существует только один достоверный способ абсолютного доказательства чего-либо — это двойное слепой метод исследование. Но, ни кто и ни когда на детях подобные методы использовать не будет.
  • Периодически или после каждой вакцинации исследуйте титры антител к инфекциям. Существует вероятность, что прививка окажется не эффективной и ваш ребенок не будет защищен. Или же ребенок может за прошедший период приобрести иммунитет, переболев какой-либо инфекцией в стертой форме.
Перейти к верхней панели